С первых дней своего существования аэроклуб приступил к активной подготовке авиационных кадров и к началу Великой Отечественной войны выпустил десятки тысяч летчиков, планеристов, парашютистов и авиамехаников. Воспитанники аэроклуба В. Башкиров, Г. Костылев, В. Гризодубова, М. Раскова, Н. Покачалов, Б. Сафонов, Н. Рогов, В. Наржимский, Н. Остряков, М. Чечнева и другие удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
   В стенах аэроклуба подготовлены сотни чемпионов и рекордсменов мира и Европы. Их имена золотыми буквами вписаны в мировую историю авиационного спорта: Л. Немкова, С. Савицкая, X. Макагонова, И. Егоров, В. Лойчиков, В. Мартемь-янов, Л. Корычева, И. Терло, Н. Пряхина, Е. Ткаченко, Л. Еремина, Т. Воинова, В. Крестьянников, А. Капралов, Л. Чекалов, Т. Егоршина, Л. Беспалов, Т. Стекольникова, Ю. Сироткин и многие, многие другие.

  • Гризодубова Валентина Степановна
  • Кожедуб Иван Никитович
  • Косарев Александр Васильевич
  • Костылев Георгий Дмитриевич
  • Лойчиков Владислав Ильич
  • Покрышкин Александр Иванович
  • Раскова Марина Михайловна
  • Савицкая Светлана Евгеньевна
  • Чечнева Марина Павловна
  • Чкалов Валерий Павлович
  • Антуан де Сент-Экзюпери

    Гризодубова Валентина Степановна (10.05.1909 - 28.04.1993)



      Герой Советского Союза, Герой Соц.Труда, летчица; первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза.

      Родилась 27 апреля (10 мая) 1909 г. в Харькове (Украина) в семье известного авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. В 1929 окончила Пензенский аэроклуб. Занималась планерным спортом, работала лётчиком-инструктором в Тульской авиационной школе.

       В 1934-1935 г.г. – летчик агитэскадрильи имени М.Горького на Центральном аэродроме в Москве.

      В армии с 1936 г. В 1937 г. на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта. 24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолёте АНТ-37 "Родина" (второй пилот – П.Д.Осипенко, штурман – М.М.Раскова) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (посёлок Керби, Хабаровский край), установив мировой женский авиационный рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Гризодубовой Валентине Степановне 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. С 1939 г.– начальник Управления международных воздушных линий СССР.

       Участница Великой Отечественной войны с марта 1942 г. В марте 1942 г.- октябре 1943 г.– командир 101-го транспортного авиационного полка; с октября 1943 г. – командир 31-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (Авиация дальнего действия). Лично совершила более 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночных) на бомбардировку и доставку за линию фронта боеприпасов и военных грузов. С 1946 г. полковник В.С.Гризодубова – в запасе. С 1946 г. – заместитель начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963-1972 г.г. – начальник Лётно-испытательного центра НИИ. С 1972 г. – заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётной части. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

      За многолетний доблестный труд Гризодубовой Валентине Степановне 6 января 1986 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

      Жила в Москве. Умерла 28 апреля 1993 года. Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище.

      Награждена 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

       Почётный гражданин Пензы. В Москве установлен памятник; на доме, где жила – мемориальная доска. В 1972 в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт музей истории авиации.

    Кожедуб Иван Никитович (8.06.1920 - 8.08.1991)



      Трижды Герой Советского Союза
      Родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка ныне Шосткинского района Сумской области (Украина) в семье крестьянина. Окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ней инструктором.

      С началом Великой Отечественной войны вместе с авиашколой эвакуирован в Среднюю Азию. После многочисленных рапортов с просьбой отправить на фронт его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Кожедуб прибыл в Иваново в 240-й истребительный авиационный полк формирующейся 302-й истребительной авиационной дивизии. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

      Свой первый боевой вылет совершил 26 марта, но неудачно: его Ла-5 (бортовой № 75) получил повреждения в бою, а при возвращении ещё и был обстрелян советской зенитной артиллерией. С большим трудом Кожедуб довёл истребитель до аэродрома и совершил посадку. Месяц летал на старых машинах, пока не получил новый Ла-5. Позже воевал на Степном фронте. Боевой счёт младший лейтенант Кожедуб открыл 6 июля на Курской дуге, сбив бомбардировщик Ju-87. На следующий день сбил второй, а 9 июля в воздушном бою сбил сразу 2 истребителя Me-109. В августе назначен командиром эскадрильи.

      Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1472) командиру эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (5-я воздушная армия, Степной фронт) старшему лейтенанту Ивану Никитовичу Кожедубу присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

      С мая 1944 года Иван Никитович воевал на Ла-5ФН (бортовой №14), построенном на средства колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Спустя несколько дней сбил на нём Ju-87. В течение 6 последующих дней сбил ещё 7 самолётов. В конце июня он передал свой Ла-5ФН К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам перешёл в учебный полк. Однако уже в августе был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка. В это время полк был перевооружён на истребители Ла-7. Кожедубу достался самолёт с № 27, на котором он воевал до конца войны.

      Второй медали "Золотая Звезда" заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии капитан Кожедуб И.Н. удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 лично сбитых самолетов противника.

      Однажды в воздушном бою над территорией противника Ла-7 Ивана Никитовича был подбит. Когда заглох двигатель, Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен, выбрал себе на земле цель и начал на неё пикировать. Когда до цели осталось совсем немного, двигатель вдруг снова заработал. Тогда Кожедуб вывел самолёт из пикирования и благополучно вернулся на свой аэродром.

      12 февраля 1945 года Кожедуб в паре лейтенантом В.А.Громаковским патрулировал над передним краем. Обнаружив группу из 13-и FW-190, наши лётчики немедленно атаковали их и сбили 5 самолётов противника. Три из них на счету Кожедуба, а два - его ведомого. 15 февраля над Одером Кожедуб сбил реактивный истребитель Me-262 унтер-офицера К. Лянге из I./KG(J)54.

      К концу войны гвардии майор Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника (сюда не входят 2 американских P-51, сбитых им весной 1945 года, которые первыми напали на него). Последний свой бой, в котом сбил 2 FW-190, провёл в небе Берлина. За всю войну ни разу не был сбит. Он по праву считается лучшим асом авиации союзников.

      Третьей медали "Золотая Звезда" гвардии майор Кожедуб удостоен 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.

      После войны продолжал служить в ВВС. Освоил реактивные самолёты. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1956 - Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (64-й истребительный авиационный корпус). Но самому ему летать запретили. За год боёв лётчики дивизии сбили 239 самолётов противника.

      В 1964-1971 годах был первым заместителем командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 года служил в центральном аппарате ВВС, с 1978 года - в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1985 году И.Н. Кожедубу присвоено высшее воинское звание "Маршал авиации". Был членом Президиума ЦК ДОСААФ. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-5 созывов, народным депутатом СССР. Почётный гражданин городов Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и др. Автор книг «Служу Родине», «Верность Отчизне». Награждён 2 орденами Ленина, 7 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 степени, медалями, иностранными орденами и медалями.

      Умер 8 августа 1991 года. Похоронен 12 августа в Москве на Новодевичьем кладбище. Бронзовый бюст установлен на родине в селе Ображиевка. Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино.

    Косарев Александр Васильевич (14.11.1903 — 23.2.1939)

       Деятель коммунистического движения молодёжи. Член РКСМ с 1918, член КПСС с 1919.

      Родился в Москве в рабочей семье, 15-летним юношей вступил добровольцем в Красную Армию; участник Гражданской войны 1918—20. После Гражданской войны был секретарём Бауманского райкома комсомола в Москве, Московско-Нарвского райкома комсомола в Ленинграде и Пензенского губкома ВЛКСМ. В 1926 секретарь Московского комитета ВЛКСМ. В 1927 секретарь ЦК ВЛКСМ. С марта 1929 по 1939 генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ. Делегат 13—17-го съездов партии, на 15-м съезде был избран членом ЦКК ВКП (б), на 16-м — кандидат в члены ЦКВКП (б), на17-м съезде — член ЦК ВКП (б). Был членом Оргбюро ЦК ВКП (б) и член ЦИК СССР. Награжден орденом Ленина.

      В июне 1935 года аэроклубу было присвоено имя А. Косарева.

    Костылев Георгий Дмитриевич (20.04.1913 - 30.11.1960)

       Родился 20 апреля 1913 года в Ораниенбауме Санкт-Петербургской губернии, в семье рабочего. Член ВКП(б) с 1942 года. Окончил 9 классов средней школы и аэроклуб. В 1934 году окончил Центральную лётную школу в Тушино. В ВМФ с 1939 года. За участие в советско-финляндской войне 1939-1940 годов награждён орденом Красного Знамени.

       Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 5-го (позже 3-го гвардейского) истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС КБФ), был командиром звена. Свою первую победу Костылев одержал 15 июля, сбив на И-16 тяжёлый истребитель Ме-110. 22 июля он уничтожил в воздушных боях сразу 3 машины врага (2 Ju-88, 1 Ме-110). К концу июля 1941 года на его счету было уже 7 побед. В конце августа командир 2-й эскадрильи Костылев Г.Д. на только что полученном ЛаГГ-3 сбивает Ме-109. 16 сентября в паре с лейтенантом Каберовым И.А. он рассеивает большую группу Ju-87, непрерывно атакующих крейсер «Марат». При этом каждый сбил по «юнкерсу». В бою 5 февраля 1942 года Костылев был сбит. Раненый в руку, он сумел воспользоваться парашютом.

      К апрелю 1942 года гвардии старший лейтенант Костылев Г.Д. совершил 233 боевых вылета, провел 59 воздушных боев, сбил лично 9 и в составе группы 34 самолёта противника. Штурмовыми ударами уничтожил много живой силы и техники врага.

      Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 654) Георгию Дмитриевичу Костылеву присвоено 23 октября 1942 года.

      Всего во время войны совершил 418 боевых вылетов, в 112 воздушных боях сбил лично 12 и в группе 34 самолёта противника. (Сюда не вошли победы, которые он одержал в должности инспектора. По неофициальным данным у него не менее 20 личных побед.)

      После войны продолжал служить в авиации ВМФ. С 1953 года гвардии майор Костылев - в запасе. Умер 30 ноября 1960 года. В соответствии с завещанием похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове.

      Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, медалями. Его именем названа одна из улиц Ломоносова.

    Лойчиков Владислав Ильич (род. 1932)

       Родился 24.3.1932 в Москве в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1969. Образование высшее. В 1956 окончил Центральный аэроклуб ДОСААФ, в 1965 — школу летчиков-испытателей, в 1967 — Московский авиационный институт.

       С 1965 работает летчиком-испытателем.

      За мужество и героизм, проявленные при освоении новой техники, летчику-испытателю Лойчикову 17.12.1982 присвоено звание Героя Советского Союза.

      Заслуженный летчик-испытатель СССР.

      Награжден 2 орденами Ленина, медалями.

    Покрышкин Александр Иванович (6.03.1913 - 13.11.1985)

       Покрышкин Александр Иванович - лётчик-истребитель; первый трижды Герой Советского Союза.

       Родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье рабочего.Член КПСС с 1942 года. В 1928 году окончил 7 классов школы. Работал кровельщиком. После окончания ФЗУ работал слесарем-лекальщиком на заводе. В РККА с 1932 года. В 1933 году окончил 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, в 1934 - Ленинградскую военно-теоретическию авиашколу. Служил техником звена связи 74-й стрелковой дивизии, дислоцировавшейся в Краснодаре. Одновременно учился в Краснодарском аэроклубе. Написал 40 рапортов командирам, главкому ВВС, наркому обороны, пока не был направлен в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков им. А.Ф. Мясникова, которую с отличием окончил в 1939 году. Направлен служить в 55-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа. В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. Одним из первых в полку освоил истребитель МиГ-3.

       На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня.

      В первом боевом вылете по ошибке сбил советский бомбардировщик "Су-2", пилотируемый лейтенантом И.И. Пстыго (впоследствии маршал авиации, Герой Советского Союза). Этот случай ему потом долго будут припоминать и начальство, и особисты. 23 июня в воздушном бою с 5-ю "Me-109" в районе реки Прут сбил одного из них, но и сам был подбит. С большим трудом дотянул до своего аэродрома и совершил посадку. Летом 1941 года в боях на Южном фронте сбил несколько самолётов противника, но из-за уничтожения полковых документов они не были ему засчитаны.

       В начале 1942 года полк был переведён в тыл в Заказвказье. В числе других лётчиков освоил самолёт P-39 «Аэрокобра», даже перегонял эти самолёты из Ирана. На фронт попал снова только весной 1943 гола. Особо отличился во время боёв на Кубани. Именно здесь родилась его знаменитая формула: «Высота, скорость, манёвр, огонь». Командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан Покрышкин А.И. 12 апреля в воздушном бою в районе станицы Крымской прямо на глазах командующего 4 ВА генерала К.А.Вершинина сбил 4 Me-109. В этот же день сбил ещё 3 самолёта.

      Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 993) командиру эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитану Александру Ивановичу Покрышкину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боёв, 13 лично и 6 в группе сбитых самолётов противника.

       Второй медали "Золотая Звезда" командир того же полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии майор Покрышкин А.И. удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника.

       Позже участвовал в боях над Чёрным морем и над Днепром.

       Покрышкин был автором многих новых тактических приёмов истребителей. Всегда с собой носил альбом, в котором рисовал схемы воздушных боёв (ныне хранится в Центральном музее Вооружённых Сил). Одним из первых стал практиковать «свободную охоту». Сам он отлично пилотировал, досконально знал конструкцию самолёта (бывший техник!). Его тактику и боевые приёмы распространили затем на всех фронтах. В феврале 1944 года его вызвал в Москву главком ВВС А.А. Новиков и предложил занять должность начальника авиашколы, но Покрышкин отказался и вернулся на фронт.

       Исполняющий обязанности командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (той же дивизии, 7-й истребительный авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии подполковник Покрышкин А.И. к маю 1944 года совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил лично 53 самолёта противника. В мае назначен командиром 9-й гвардейской дивизии. На P-39N с бортовым № 100 участвовал в боях над Прутом и Яссами, в Львовско-Сандомирской операции.

       Третьей медали "Золотая Звезда" (№ 1) командир 9-й гвардейской дивизии гвардии подполковник Покрышкин удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за «за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками».

       Он стал первым трижды Героем Советского Союза!

       Командуя дивизией, освобождал Польшу, Румынию, участвовал в Берлинской наступательной операции. Войну закончил в Чехословакии (последний бой провёл 9 мая 1945 года над Прагой). Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 59 (по неофициальным данным 75) и в группе 6 самолётов противника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.

       После войны служил на командных должностях в ПВО. В 1948 году окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе, в 1957 году - Военную академию Генерального штаба. В 1968-1971 годах был заместителем главкома Войск ПВО страны. В 1969 году защитил диссертацию кандидата военных наук. В 1972 году ему присвоено воинское звание "маршал авиации". В 1972-1981 годах возглавлял ЦК ДОСААФ СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-10 созывов. В 1979-1984 годах был членом Президиума Верховного Совета СССР.

       Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2 степени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 степени, медалями, 19 иностранными орденами и медалями.

       Бронзовый бюст А.И. Покрышкина установлен на родине Героя в городе Новосибирске. Почётный гражданин Новосибирска.

       Автор книг: «Крылья истребителя», «Твоя почётная обязанность», «Небо войны», «Познать себя в бою».

       Скончался 13 ноября 1985 года. Похоронен в городе-герое Москве на Новодевичьем кладбище.

    Раскова Марина Михайловна (28.03.1912 - 4.01.1943)

       Родилась 28 марта 1912 года в Москве. Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. С 1932 года – лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба.

       В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году – в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

       24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир – В.С.Гризодубова, второй пилот – П.Д.Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва–Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой – 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

       За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль "Золотая Звезда" № 106.

       В Красной Армии с 1938 года. Одновременно находилась в штате НКВД: в феврале 1937 года - феврале 1939 года – штатный консультант, затем уполномоченный особого отдела НКВД, позже – в 3-м Управлении Народного комиссариата обороны СССР, старший лейтенант госбезопасности. Жила в Москве.

       С началом Великой Отечественной войны приступила к организации женских авиационных полков и стала командиром 587-го женского бомбардировочного авиационного полка на самолётах Пе-2. Отправила две эскадрильи на фронт под Сталинград.

       Майор Раскова М.М. Погибла в авиакатастрофе 4 января 1943 года при перелёте в сложных метеоусловиях на фронт во главе третьей эскадрильи полка. Похоронена в Москве, на Красной площади, в Кремлёвской стене.

       Награждена 2 орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени.

       Её имя носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, где установлен бюст Героини. Её именем названы улица, площадь и переулок в Москве (в Северном округе), улица в Казани, теплоход.

    Савицкая Светлана Евгеньевна (8.08.1948)

      Родилась 8 августа 1948 года в городе Москве в семье военнослужащего, маршала авиации, дважды Героя Советского Союза Савицкого Е.Я. Член КПСС с 1975 года. Окончила Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе и Центральную лётно-техническую школу ДОСААФ СССР. До зачисления в отряд космонавтов работала лётчиком-инструктором. Освоила несколько типов реактивных самолётов: "МиГ-15", "МиГ-17", "Е-33", "Е-66Б", установив на них 18 мировых рекордов. В 1970 была абсолютной чемпионкой мира по высшему пилотажу на поршневых самолётах, и в том же году стала заслуженным мастером спорта СССР. Установила 3 мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы. С 1976 занималась исследовательской работой. Лётчик-испытатель 2-го класса.

       В 1980 году принята в отряд космонавтов и включена в группу женщин-космонавтов № 2, где прошла полный курс подготовки к полетам в космос на кораблях типа "Союз-Т" и орбитальной станции "Салют". Инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса.

       Первый космический полет продолжительностью 7 суток 21 час 52 минуты 24 секунды С.Е. Савицкая совершила 19-27 августа 1982 года в качестве космонавта-исследователя на КК "Союз Т-7" и орбитальной станции "Салют-7" совместно с командиром экипажа Поповым Л.И. и бортинженером Серебровым А.А. В ходе полёта на орбитальном комплексе "Салют-7" - "Союз Т-5" - "Союз Т-7" экипаж в составе Березового А.Н., Лебедева В.В., Попова Л.И., Сереброва А.А., Савицкой С.Е. провел технические, гео- и астрофизические исследования, выполнил биотехнологические и медико-биологические эксперименты. Она стала 53-м советским космонавтом и 111-м космонавтом мира.

       Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1982 года за мужество и героизм, проявленные Светланой Евгеньевной Савицкой при осуществлении полёта в космос, она удостоена звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

       Второй космический полет продолжительностью 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд Герой Советского Союза Савицкая С.Е. совершила 17-29 июля 1984 года в качестве бортинженера КК "Союз Т-12" и орбитальной станции "Салют-7" совместно с командиром экипажа Джанибековым В.А. и космонавтом-исследователем Волком И.П. В ходе полета на орбитальном комплексе "Салют-7" - "Союз Т-11" - "Союз Т-12" космический экипаж в составе Кизима Л.Д., Соловьева В.А., Атькова О.Ю., Джанибекова В.А., Савицкой С.Е., Волка И.П. провел ряд совместных экспериментов и исследований.

       25 июля 1984 года впервые в мире женщина-космонавт Савицкая С.Е. осуществила выход в открытый космос, пробыв вне космического корабля 3 часа 35 минут. Вместе с Джанибековым В.А. ею были выполнены в условиях открытого космоса уникальные эксперименты.

       Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 года за мужество и героизм, проявленные Светланой Евгеньевной Савицкой при осуществлении космического полёта, она вновь удостоена звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и второй медали "Золотая Звезда".

       Завершив полёты в космос, до 1989 года С.Е. Савицкая трудилась на посту заместителя начальника отдела главного конструкторского НПО "Энергия", первого заместителя председателя Советского фонда мира. В 1992-95 годах - доцент Московского государственного авиационного института.

       С 1989 года Савицкая С.Е. активно занимается политической деятельностью. До 1992 года она, - народный депутат СССР и член Верховного Совета СССР. Первый заместитель председателя Советского фонда мира.

       17 декабря 1995 года С.Е. Савицкая избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. На президентских выборах 1996 года - доверенное лицо Г.А. Зюганова в Московской области. В мае 1997 была избрана первым вице-президентом Российской ассоциации Героев Советского Союза. 19 декабря 1999 избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, а в декабре 2003 года - четвёртого созыва. Член фракции Коммунистической партии Российской Федерации.

       Награждена двумя орденами Ленина, орденом "Знак Почета", удостоена специальной медали за установление женского мирового рекорда пребывания в открытом космосе, золотой медали и 14 дипломов ФАИ (Международной авиационной федерации), 12 золотых спортивных медалей СССР.

       Проживает в городе Москве.

    Чечнева Марина Павловна (15.08.1922 - 12.01.1984)

       Родилась 15 августа 1922 года в селе Протасове ныне Малоархангельского района Орловской области в семье рабочего. Русская. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончила среднюю школу, в 1939 году - московский аэроклуб. Работала лётчиком-инструктором Центрального аэроклуба.

       В Красной Армии с февраля 1942 года. Окончила военную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года.

       Командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии капитан Ч. совершила 810 боевых вылетов на бомбардировку войск противника.

       Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Чечневой Марине Павловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8955).

       С 1945 года гвардии майор Чечнева М.П. - в запасе. В 1963 году она окончила Высшую партийную школу при ЦК КПСС, аспирантуру. Заместитель председателя Центрального правления Общества советско-болгарской дружбы, член президиума ЦК ДОСААФ, член президиума Советского комитета ветеранов войны, член Комитета советских женщин. Заслуженный мастер спорта СССР. Жила в городе-герое Москве, где и скончалась 12 января 1984 года.

       Награждена орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, 3 орденами Красной Звезды, медалями.

    Чкалов Валерий Павлович (2.02.1904 — 15.12.1938)

       Родился 2.02. 1904 в селе Василево, ныне город Чкаловск Горьковской области в семье рабочего.

       В Советской Армии с 1919. Окончил в 1923 Борисоглебскую авиационную школу, затем учился в Московской школе высшего пилотажа и в Серпуховской высшей школе воздушной стрельбы и бомбометания. С 1924 служил в истребительной авиации, с 1930 летчик-испытатель в НИИ ВВС, с 1933 — на авиационном заводе. Испытал свыше 70 типов различных самолетов.

       20.7.36 вместе с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым совершил беспосадочный перелет Москва — Петропавловск-Камчатский — островУдд (ныне о. Чкалов), пролетев 9374 км за 56 ч 20 мин.
    За героизм и мужество, проявленные в полете, присвоено 24.7.36 звание Героя Советского Союза.

       18.6.37 этот же экипаж совершил беспосадочный полет Москва — Северный полюс — Ванкувер (США), покрыв 8504 км за 63 ч 16 мин.

       Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалью.

       Комбриг Чкалов погиб при испытании нового истребителя 15.12.1938.

       Похоронен в Москве на Красной площади.

       Его именем названы многие населенные пункты, улицы, суда, школы. Созданы кинофильмы, картины, книги, памятники.

    Антуан де Сент-Экзюпери в небе над Москвой

      В 1935 году Франция и СССР подписали договор о дружбе. Французскому обществу срочно потребовалась информация о новом союзнике. Несмотря на столетия исторических и культурных связей, с той Россией, которую мир увидел после октября 1917 года, были связаны лишь ужасные слухи. Среди журналистов, направленных в Советский Союз, был Антуан де Сент-Экзюпери - герой первых авиалиний и известный писатель. Французская авиация тогда переживала кризис, и как пилот он оказался мало востребован. Однако, по древнему изречению "подобное притягивает подобное" и самое яркое впечатление от этой командировки оказалось у него связанным именно с авиацией.

      Самолёт-гигант АНТ-20 "Максим Горький", - самый большой в мире авиалайнер, в облике которого угадывались черты будущего стратегического бомбардировщика, - летал уже около года, вызывая всеобщий интерес, однако по понятным причинам, иностранцев (в особенности авиаспециалистов) на его борт не допускали. Но Сент-Экзюпери всё же обратился с просьбой сделать для него исключение. Вот что происходило дальше:

    "Накануне происшествия я летал на борту "Максима Горького" - первый иностранец, удостоенный такой чести. Но оказавшийся и последним… Меня заставили ждать разрешения очень долго, и после полудня, когда я уже перестал надеяться, наконец-то его получил. Я устроился в салоне, расположенном справа в передней части самолёта, и оттуда наблюдал за взлётом. Машина задрожала и мощно подалась вперёд. Я был поражён, с какой лёгкостью этот монумент поднял в воздух свои 42 тонны…"
    (А. де Сент-Экзюпери. Из репортажа. "Пари-Суар", 20 мая 1935 г.)

       Бортинженер устроил иностранному коллеге целую экскурсию по самолёту. Они осмотрели все помещения, находившиеся в фюзеляже, - кабину экипажа, каюты, оборудованные спальными местами, радиоузел, миниатюрную типографию… А затем пошли… внутрь крыла - которое было столь огромно, что к двигателям можно было попасть по специальным коридорам, словно в машинные отделения. Потом Сент-Экзюпери вспоминал, что здесь почувствовал себя гномом, забравшимся под обшивку истребителя. Но когда снова вернулся в салон, создалось впечатление, что он любуется Москвой из окна шикарной гостиницы…

      Но Сент-Экзюпери восхищался не только техникой. Не меньший след в его сердце оставили люди, - пилоты, техники, инженеры, - через общение с которыми он проникся тем духом искательства, стремления и оптимизма, который господствовал в среде бывших крестьян и чернорабочих, на глазах всего мира создающих могучий Воздушный Флот. Как всё это, по большому счёту было близко тому, что вдохновляло демобилизованных французских солдат Первой мировой, на старых неприспособленных машинах прокладывать трассы над неизведанными землями! Время не позволяло ему глубоко проникнуть в тогдашние советские реалии. Тем более, что политика и социальные теории его вообще мало интересовали. Духовное богатство, внутренняя свобода - вот в чём он видел главное, и именно это нашёл у молодых российских авиаторов.

      Когда я работал над иллюстрациями данного периода жизни и творчества Сент-Экзюпери, захотелось подчеркнуть именно это. Так родилась "Крылатая Держава". В центре полотна АНТ-20 с эскортом истребителей И-5 на малой высоте проходит - такое зрелище любого заставит обратить взор к небу! А юное поколение уже там - крыло бомбардировщика словно склон зелёного холма, силуэты самолётных килей будто вершины на горизонте. Это действительно чем-то напоминает горы - ты на земле, но вроде бы уже и над ней… Но здесь, в авиации, знают - новое небо и новая земля трудом людским созидаются.

      По иронии судьбы, "Максим Горький" погиб на следующий день после полёта Сент-Экзюпери в московском небе. Пассажирами в том трагическом рейсе как раз были люди, строившие крылатого исполина. Удар был тяжёлым, но не поколебал веру в идеалы. По всей стране шли митинги - на них не просто поминали ушедших, но звали к новым свершениям. Как близки были эти чувства ветерану-авиатору, не раз хоронившему друзей, но потом упорно летевшему сквозь ночь и бури, чтобы всё-таки пройти не пройденный ими маршрут!

    "Я летал на самолёте "Максим Горький" незадолго до его гибели. Эти коридоры, этот салон, эти кабины, этот мощный гул восьми моторов, эта внутренняя телефонная связь - всё было не похоже на привычную для меня воздушную обстановку. Но ещё больше, чем техническим совершенством самолёта, я восхищался молодым экипажем и тем порывом, который был общим для всех этих людей. Я восхищался их серьёзностью и той внутренней радостью, с которой они работали. Чувства, которые обуревали этих людей, казались мне более мощной движущей силой, нежели сила восьми великолепных моторов гиганта.
    Глубоко потрясённый, я переживаю траур, в который погружена сегодня Москва. Я тоже потерял друзей, которых только что узнал, но которые уже казались мне бесконечно близкими. Увы, они никогда больше не будут смеяться ветру в лицо, эти молодые и сильные люди…
    Я знаю, что эта трагедия вызвана не технической ошибкой, не невежеством строителей или оплошностью экипажа. Эта трагедия не является одной из тех трагедий, которые могут заставить людей усомниться в своих силах. Не стало самолёта-гиганта. Но страна и люди, его создавшие, сумеют вызвать к жизни ещё более изумительные корабли - чудеса техники."
    (А. де Сент-Экзюпери. О движущей силе. "Известия", 20 мая 1935 г.)

      Так на многие годы вперёд, - вопреки самой жёсткой (и часто обоснованной) критике, и самым суровым испытаниям, - он предсказал великое будущее страны, народ которой поверил в свои силы и устремил их на общее благо.

       АНТ-20 "Максим Горький" - гигант неба, названный в честь классика современной литературы, - был для Сент-Экзюпери единственным русским самолётом, на котором он поднимался в воздух. Это был и самый большой из виденных им когда-либо летательных аппаратов. А яркие и лаконичные репортажи о российской авиации - это пожалуй, лучшее, что он смог рассказать о России вообще…

       Больше он в России не был. Хотя собирался. В годы 2 Мировой войны, когда Францию захватили немцы, Сент-Экзюпери, в числе многих других патриотов уехал за рубеж, чтобы продолжить борьбу в войсках союзников по Антигитлеровской коалиции. Находясь в США, он подал рапорт о направлении в истребительную эскадрилью "Нормандия" (впоследствии полк "Нормандия-Неман", единственная и легендарная французская авиачасть Восточного Фронта). Но получил отказ. Причём не от русских, а от своих же военачальников, которые, хоть и боролись за победу мировой демократии, но не терпели инакомыслия в собственных рядах…

       В заключении отмечу один замечательный факт. Когда Сент-Экзюпери появился в России, его практически никто не знал. Но почему-то сразу приняли как друга. Ему было дано, как бы сейчас сказали, "эксклюзивное" разрешение на полёт. Да, министерские работники не знали его как талантливого писателя, оригинального философа и ветерана "Аэропосталь", но по долгу службы были прекрасно осведомлены и о его дворянском происхождении, и о приверженности буржуазно-демократическим ценностям, и наконец о том, что он неплохо разбирается в аэропланах (а значит, может "приметить, что не надо"). Для тогдашней эпохи маниакальной подозрительности и недоверия ко всем и вся, согласитесь, не самая подходящая кандидатура…

       Впоследствии, уже после войны и гибели Сент-Экзюпери, его книги многократно издавали в СССР - несмотря на "холодную войну", всевластие идеологической цензуры, и полное несоответствие его личности и творчества стандартам "социалистической культуры". Кстати, после первой же публикации, - а это была сказка "Маленький принц", - он сразу и навсегда стал популярным среди российских читателей.

       В 2000 году, на праздничном мероприятии, посвящённом столетию со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери, один из членов приглашённой в Москву французской делегации сказал примерно следующее: "… такого глубокого ПОНИМАНИЯ творчества Сент-Экзюпери, как в России, я не видел нигде. Увы, даже в самой Франции". По его словам, и более по тому, как он их произнёс, было видно, что говорит правду - причём не самую для него приятную.

       Думаю, что в будущем авиационно-историческом комплексе, который планируется создать на Тушинском аэродроме, должно найтись место как для монумента экипажу "Максима Горького", - жертвам самой страшной авиакатастрофы в истории Москвы, - так и для экспозиции, посвящённой российско-французскому авиационному сотрудничеству, где будет рассказано и о полёте Сент-Экзюпери в московском небе. Российский фонд "Мир Сент-Экзюпери" постарается сделать для этого всё возможное.

    02.09.2006 г.
    Максим Крылов

  •