1. Авиатакси, Журнал «Вокруг света», сентябрь 2005 г.
2. "Опустевшее небо", Московские новости, №11 за 2002 г.
3. "Спартак" поторопился приземлиться в Тушине, "Коммерсантъ", 24.01.2005
4. "Спартак" построит в Тушино стадион за деньги РАФ

АВИАТАКСИ

   Правительство Москвы намерено развивать систему авиатакси как в пределах города, так и в радиусе 600-700 км от столицы.
   Для полного осуществления проекта необходимы изменения в порядке полетов над Москвой.
Проект предусматривает два вида полетов — по Москве и между аэропортами.
  Для полетов будут применяться вертолеты иностранного производства.
   Стоимость за летный час $650.



Опустевшее небо

После Олимпиады страна задалась вопросом: что случилось с нашим спортом? То же, что и с Национальным аэроклубом?

   Из заявления в районный суд Москвы Александра Воловика - руководителя полетов на аэродроме Борки:
"...Меня вызвал... директор государственного унитарного авиапредприятия "Национальный аэроклуб им. Чкалова" Захарик по поводу вылета двух самолетов Л-410, принадлежащих частному клубу "Флай СпН". Я заявил, что, если он будет продолжать разговаривать на повышенных тонах, я с ним разговаривать не буду. Это вызвало у Захарика приступ ярости. Он выскочил из-за стола и, схватив меня за горло, с силой толкнул на стул, при этом занес кулак для нанесения удара..."
  Почему вылет двух частных самолетов, разрешенный в соответствии со всеми необходимыми нормами, вызвал у директора столь яростный гнев? Дело в том, что эти самолеты больше в Борки не вернулись - они перебазировались на другой, подмосковный, аэродром.
Побег
  Последние несколько лет в Борках перестали взлетать самолеты и аэродром постепенно приходил в упадок. Оживил Борки чемпион России по парашютному спорту предприниматель Михаил Иванов. С группой энтузиастов он создал авиационно-спортивный клуб "Флай СпН". Купили два самолета Л-410, обзавелись современными парашютными системами типа "крыло", пригласили высококлассных инструкторов и стали прыгать.
  Работа клуба дала возможность регулярно платить сотрудникам аэродрома неплохую зарплату. Вырученные деньги вкладывали в ремонт взлетно-посадочной полосы, гостиницы, техники.
  К сожалению, все, кто вдохнул в умирающий аэродром жизнь, не успели насладиться плодами своей работы: на них наехал... новый директор "Национального аэроклуба им. Чкалова" Сергей Захарик.
  За восемь месяцев в Борках сменилось четыре директора авиационно-спортивной базы. Лишились своих мест диспетчер управления полетами и старший штурман.
  Для такого погрома должны были быть чрезвычайно веские причины. Но ни в одном документе, касающемся организации летной работы и коммерческой деятельности в Борках, вы не найдете этих причин. Тогда в чем же дело? В деньгах. Бывшие руководители аэродрома, с которыми мне довелось беседовать, рассказали, что Захарик требовал от них одного - делиться заработанными средствами. Те отказались.
  Отказался делиться и руководитель клуба "Флай СпН" Иванов. И тогда Захарик потребовал уплатить НАКу 160 тыс. рублей. Никаких долгов у "Флай СпН" перед НАКом не было - арендную плату за базирование на аэродроме клуб платил исправно. Когда Захарика попросили объяснить, о каких деньгах идет речь, отставной полковник промолчал.
  В клубе "Флай СпН" заподозрили, что новый директор с помощью фиктивного долга намерен прибрать к рукам материальную базу клуба. И тогда от греха подальше перебазировали самолеты и вывезли парашюты. Реакция Захарика показала, насколько в клубе были недалеки от истины.
  Тем более что точно такую же ситуацию, как в Борках, Захарик разыграл на Тушинском аэродроме. Выставив мифический долг аэроклубу "Вихрь", он фактически арестовал два вертолета Ми-2, а сотрудников клуба запретил пускать на аэродром.
  По факту самоуправства РОВД "Покровское-Стрешнево" возбудило в отношении Захарика уголовное дело.
Развал
  Около десяти лет назад выйдя из структуры РОСТО (бывшего ДОСААФ) и став унитарным предприятием, НАК год за годом хирел. Некогда Центральный аэроклуб имени Чкалова (так прежде назывался НАК) обладал лучшей технической базой в стране. Теперь же, не умея организовать работу предприятия, его руководство распродавало авиационную технику и специальные автомобили, которые обслуживали аэродром. Сегодня в Тушино почти ничего не осталось, здесь практически перестали летать и прыгать.
  Все это происходило на фоне острых споров о судьбе аэродрома как такового. Многие считали, что эксплуатировать аэродром в центре Москвы слишком рискованно.
  Генеральный директор Аэрофлота Валерий Окулов рассказал "МН", что в свое время их акционерное общество рассматривало возможность использования Тушинского аэродрома в летных целях, но расчеты показали, что это бесперспективно. По мнению Окулова, славная история Тушинского аэродрома в прошлом.
  Тем не менее, как сообщил "МН" заместитель мэра Москвы Олег Толкачев, проекты устроить здесь бизнес-аэродром для обслуживания деловых людей или отдать территорию под застройку жилья и офисов отклонены. Тушинский аэродром остается в своем прежнем статусе.
  Во многих европейских государствах, например в Берлине, аэродромы располагаются в черте города, и это не мешает эксплуатировать их, правда, под более жестким контролем. Поэтому многие специалисты убеждены, что будущее у Тушино все-таки есть.
  Но бездарное руководство НАКа, практически развалившее организацию подготовки в Тушино спортсменов, давало повод все меньше и меньше рассматривать аэродром как спортивную базу.
  Не в состоянии наладить в благодатном с точки зрения доступности месте спортивный бизнес, менеджеры НАКа пошли по иному пути - открыли на аэродроме рынок со всеми сопутствующими этому издержками - криминалом и черной кассой.
  Если верить информации правоохранительных органов, из этой кассы ежемесячно 50 тыс. долларов уходят "наверх" - тем, от кого зависит благополучие рынка.
  Многие обратили внимание на весьма красноречивую деталь - охрану, которая постоянно дежурит в приемной Захарика и сопровождает его при передвижении по городу. Никогда у прежних руководителей клуба не было охраны. Она им просто была ни к чему. Да и содержать ее было не на что. Откуда же появились средства у Захарика? Вопрос, на который могут дать ответ только правоохранительные органы.
  На Тушинском аэродроме действует некая коммерческая структура, ни названия которой, ни юридической основы ее взаимоотношений с аэроклубом мне выяснить не удалось. Известно лишь, что она торгует автобусами и использует аэродром для стоянки техники. На снимке, который мы печатаем, автобусы хорошо видны на переднем плане. По информации, исходящей из окружения Захарика, коммерческая структура якобы арендует территорию без договора. Если это так, то расчет за аренду идет из кармана в карман.
Терминатор
 
В уставе НАКа записано, что основная его деятельность - развивать авиационный спорт в стране. С реальностью это не имеет ничего общего. Директор НАКа изгнал клуб, который возглавлял известный в РОСТО организатор парашютного спорта Владимир Горбунов. За год до прихода Захарика в Тушино парашютисты совершили 24 тысячи прыжков, здесь провели чемпионат России по воздушной акробатике. После длительного застоя только начала налаживаться работа - и на тебе!
  До недавнего времени в здании администрации НАКа располагалась Федерация любителей авиации. За последние десять лет в условиях нехватки авиационной техники федерация оживила более 800 единиц подызносившихся летательных аппаратов, дала возможность эксплуатировать самолеты так называемой малой авиации. И эту федерацию Захарик выставил за порог!
  Захарик избавился от клубов, которые в новых условиях, рассчитывая исключительно на собственные силы, начали зарабатывать деньги и одновременно развивать спорт. Он выставил из Тушино научно-коммерческую фирму "Техноавиа", которая владела спортивными самолетами и обучала пилотов. Отлучил от аэродрома "Альфа-банк", чей Ми-8 базировался в Тушино. Мало того, что банк платил за аренду аэродрома, он, обладая влиянием и авторитетом, готов был помогать НАКу решать многие коммерческие проблемы. Увы!
  Захарик остановил работу уже упоминавшегося клуба "Вихрь". Здесь тренировались пилоты, клуб участвовал в организации в Тушино авиашоу. Тоже зарабатывал деньги для НАКа. Результат: машины арестованы, аккумуляторы украдены...
Какой во всем этом смысл?
 
Руководитель "Вихря" Арсен Яковлев так объясняет ситуацию:
- Несколько раз Захарик предлагал мне внести предложения, которые бы его заинтересовали. То, как и в каком контексте это было сказано, дало мне основания предполагать, что речь шла о банальной мзде, которую я, разумеется, платить г-ну Захарику не намерен. Сегодня в мой адрес раздаются угрозы физической расправы. Крутые парни, представляясь друзьями Захарика, требуют, чтобы я забрал из милиции заявление и "утихомирился". Иначе обещали убить меня, а для начала - сжечь мою машину. То, что это не пустые угрозы, я понял, когда однажды обнаружил машину, облитую соляркой.
  Рассказ Яковлева как две капли воды похож на то, что я услышал в Борках, и вместе это как-то объясняет "экстравагантные" поступки Захарика.
  Из интервью "МН" вице-президента ФАИ, президента Федерации авиационного спорта России Анатолия Коровина:
- НАК - это не аэроклуб, а что-то другое. Под крышей государства и под видом аэроклуба здесь делается бизнес для маленькой группы людей. Сегодняшний НАК - позор спортивной России.
  Директором унитарного предприятия Захарика назначило Министерство имущественных отношений России. "Московские новости" обратились в министерство с письмом, в котором просили прояснить: какие задачи поставило Минимущество перед руководством НАКа?
  Увы, в течение почти месяца мы так и не дождались из министерства ни письма, ни звонка.
  Несмотря на нашу настойчивость, уклонился от встречи с корреспондентом "МН" и сам Захарик. Нас интересовали не только некоторые аспекты коммерческой деятельности НАКа, но и личность его руководителя. По этому портрету хотелось представить критерии, по которым Минимущество отбирает руководителей унитарных предприятий, тем более связанных с авиацией.
  К сожалению, личной встречи не получилось. Тем не менее мне повезло.
Немного об армейской дури
  В 1995 году генерал ВДВ Александр Лебедь, ныне губернатор Красноярского края, издал книгу под названием "За державу обидно...". В главе "Начало агонии" генерал несколько страниц посвятил моему несостоявшемуся собеседнику, во время описываемых событий служившего замполитом десантного полка, расквартированного в Костроме.
  Предваряя главу и оценивая ситуацию в Советской Армии, сложившейся к 1988 году, генерал Лебедь пишет, что он постарается остановиться на наиболее ярких страницах "этого дикого "винегрета", состоящего из всевозможных конфликтов, учений, парадов, показух и просто государственной и армейской дури".
  Приняв дивизию, Лебедь отправился знакомиться с полками. Первой посетил Кострому, где когда-то командовал полком. Его поразили угрюмость и настороженность офицеров. Уходил от жизнерадостных, начавших себя уважать и познавших свою силу людей, пишет Лебедь, а увидел хмурых и злых. Причина вскоре выяснилась.
  Генерал обратил внимание на полтора десятка солдат, которые расхаживали без ремней. Затем на солдат, которые вместо гвардейского знака на груди носили картонку с надписью "Гвардия". В поле зрения генерала попали бойцы, которые передвигались украдкой, потому что были обуты не в сапоги, а в... тапочки. Оказалось, все это результат "воспитательной" работы замполита полка майора Захарика. Ремни и сапоги, которые некоторые десантники носили с нарушением формы, по приказу замполита публично пустили под топор. Ввиду нехватки гвардейских значков замполит приказал вырезать их из картона и пришить к одежде.
  Когда полковник предложил майору рассказать и показать, в каком боксе и какого подразделения стоит техника, в ответ получил, как он пишет, "высокомерное молчание верблюда".
  Характеристики майору Лебедь дает с присущей ему прямотой. "Этот уникум", "сей реликт", "заместитель (комполка) пустой и злобный". Захарик опоздал родиться, считает боевой генерал. Появись он на свет чуток раньше, он бы по праву занял место первого заместителя Берии или минимум Мехлиса.
  Как выяснилось, у майора были покровители в руководстве ВДВ, которым он "настучал" на своего комдива.
  Впечатление такое, что и сегодня за спиной бывшего замполита стоят влиятельные особы. Несмотря на официальную позицию московского правительства сохранить Тушинский аэродром как учебно-спортивную базу, подковерная борьба за лакомый кусок продолжается. Из этой территории можно качать большие деньги. Нужно только преодолеть непростой начальный этап - выжить с аэродрома всех, кто связан с небом. А для выполнения такой работы, согласитесь, трудно сыскать человека более подходящего, чем бывший замполит Захарик.
ДОСЬЕ МН
"Национальный аэроклуб им. Чкалова" (НАК) является унитарным предприятием, принадлежит Министерству имущественных отношений России и базируется на знаменитом Тушинском аэродроме. Аэродром Борки - дочернее предприятие НАКа, расположен под Кимрами в Тверской области.

Игорь Корольков

***

"Спартак" поторопился приземлиться в Тушине

   Документов на строительство стадиона у него пока нет.
  В конце недели гендиректор московского футбольного клуба "Спартак" Юрий Первак заявил, что Владимир Путин подписал распоряжение о выделении клубу земли под строительство стадиона в районе аэродрома Тушино. Однако, как выяснил Ъ, руководитель футбольного клуба торопит события: официальных документов о выделении земли и разрешения на строительство пока нет. Впрочем, подрядчика для возведения стадиона "Спартак" уже нашел – это немецкая Hochtief.
  Московский "Спартак" является одной из двух московских команд премьер-лиги, которая не имеет своего стадиона, пригодного для проведения официальных матчей (стадиона также нет у футбольного клуба ЦСКА). "Спартак" вынужден арендовать площадки для проведения домашних матчей чемпионата страны и еврокубков. В течение последних пяти лет клуб безуспешно пытался получить участок для строительства собственной арены возле станции метро "Ботанический сад", в районе Мичуринского проспекта и на территории стадиона "Октябрь" на "Щукинской". Уже не первый год "Спартак" пытается получить участок в 20 га на территории ГУП "Национальный аэроклуб им. В. П. Чкалова" (Тушинский аэродром). Однако все переговоры с московским правительством об аренде или продаже земельного участка заканчивались неудачами.
  В конце прошлой недели гендиректор "Спартака" Юрий Первак, находясь в Челябинске (господин Первак является президентом ОАО "ЛУКОЙЛ-Челябнефтепродукт", а ранее работал директором футбольного клуба второй лиги ЛУКОЙЛ (Челябинск)), сообщил, что президент России подписал распоряжение о выделении земли клубу под строительство стадиона на территории аэродрома Тушино. Это заявление было опубликовано в газете "Челябинский рабочий". В разговоре с Ъ Юрий Первак комментировать ситуацию не стал.
  Однако Ъ удалось выяснить, что решение по строительству стадиона в Тушине еще не принято. В администрации президента Ъ сообщили, что "никакие документы не приняты и подписание подобных распоряжений – не прерогатива президента". "Сам факт обращения к президенту еще не означает, что по нему принято положительное решение",– подчеркнули в президентской администрации. Префект Северо-Западного округа (СЗАО) Москвы Виктор Козлов также заявил Ъ, что "юридически не оформлен ни один документ и официально земля 'Спартаку' не выделена". По его словам, проблема в том, что земля аэродрома принадлежит Москве, а базирующийся здесь аэроклуб – предприятие федеральное и арендует землю (280 га) у столичных властей. Господин Козлов уточнил, что существует поручение президента о скорейшем решении вопроса со строительством стадиона для "Спартака" руководителю Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Валерию Назарову, председателю Федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеславу Фетисову и главе Минэкономразвития Герману Грефу. "Московское правительство принципиально не против, и в течение месяца вопрос будет решен",– предположил префект СЗАО. Национальный аэроклуб им. В. П. Чкалова ситуацию не комментировал.
  Пресс-секретарь "Спартака" Владимир Шевченко рассказал Ъ, что "при строительстве надо будет решать с московским правительством ряд вопросов, например по прокладке коммуникаций". Известно, что возведением стадиона вместимостью 30 тыс. зрителей с возможной достройкой до 40 тыс. мест займется крупнейшая немецкая строительная компания Hochtief (построила стадионы в Дортмунде, Менхенгладбахе и Кайзерслаутерне). Из московских объектов, построенных Hochtief, самый крупный – головной офис Сбербанка России на улице Вавилова. Представитель компании Hochtief Бернд Пюттер подтвердил Ъ факт переговоров по проекту стадиона в России. Однако подробнее ответить на вопросы Ъ не нашел времени, так как объяснялся с местной прессой по поводу ЧП на одном из объектов Hochtief: в пятницу в центре Дюссельдорфа от фасада незаконченного офисного здания на высоте 19-го этажа отвалился стеклянный фрагмент весом 400 кг, повредив здание напротив.
  По состоянию на сегодня пока нет ни окончательного проекта стадиона и его инфраструктуры, ни соответствующей сметы расходов. По данным Ъ, речь идет о суммах порядка $100-150 млн. Для сравнения: сооружение компанией Hochtief футбольной арены в Менхенгладбахе, рассчитанной на 52 тыс. болельщиков, обошлось заказчикам в €87 млн. В "Спартаке" говорят, что финансировать строительство стадиона будут учредители клуба из НК ЛУКОЙЛ (90% акций "Спартака" принадлежит компании "ИФД 'Капиталъ'", подконтрольной топ-менеджерам ЛУКОЙЛа). Также предполагается привлекать инвестиции со стороны. Для реализации проекта будет создана управляющая компания. Пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов сообщил Ъ, что вопрос инвестиций в строительство стадиона пока не обсуждается. "Это не совсем вписывается в планы компании",– заявил он.

БЭЛА Ъ-ЛЯУВ, АНДРЕЙ Ъ-ТАРАСОВ, АННА Ъ-ВОЛКОВА
Коммерсантъ

***

«Спартак» построит в Тушино стадион за деньги РАФ

   МОСКВА, 13 февраля. Правительство РФ приняло решение о строительстве в Москве многофункционального спорткомплекса, в состав которого войдет стадион «Спартак». Как сообщает пресс-служба Правительства, соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Фрадков.
   Строительство спорткомплекса, который разместится по адресу Волоколамское шоссе, владение 67, будет вестись за счет средств всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия», ООО «Стадион «Спартак» и Российской автомобильной федерацией...
   Данное решение согласовано с Минэкономразвития и министерством обороны РФ.
Правительство поручило Росспорту совместно с Росимуществом согласовать условия реализации инвестиционных контрактов на строительство комплекса с определением в них доли, принадлежащей государству.

К ИСТОРИИ ВОПРОСА:
«СПАРТАК» ПРИЗЕМЛИТСЯ В ТУШИНЕ

   Московский «Спартак» получит землю под строительство стадиона в районе аэродрома в Тушине. Арена «народной команды» будет отвечать всем международным требованиям. Об этом заявил генеральный директор "Спартака" Юрий Первак.
   О поисках домашней арены для футбольного "Спартака" уже ходят легенды. Как это ни абсурдно, но у одной из самых популярных команд страны, у девятикратного чемпиона России, нет и никогда не было домашнего стадиона. В союзные времена домашней ареной красно-белых считались "Лужники". В начале девяностых, с введением рыночных отношений, оказалось, что "Лужники" никакого отношения к клубу не имеют, и команда начала скитаться в поисках арены. Домашние матчи красно-белых проводились почти на всех центральных стадионах столицы, пока судьба вновь не свела "Спартак" и "Лужники", с которыми клуб работает до сих пор.
   Только отказаться от этого сотрудничества "Спартак" хочет уже давно. Строительство собственного стадиона для команды планировалось еще с 1998 года. С того времени сменилось множество проектов и мест, где мог быть возведен дом для "Спартака". Так, изначально планировалось выделить землю в районе станции метро "Ботанический сад". Затем, в мае 2001-го, поступило предложение построить арену в Свиблове – на Березовой улице, возле набережной Яузы. Но уже в сентябре того же года планы изменились, и строительство предполагалось начать уже между станциями метро "Университет" и "Проспект Вернадского". Проект просуществовал ровно год, пока "Спартаку" не выделили землю на пересечении Мичуринского проспекта и улицы Лобачевского. В июне 2003-го было уже почти начато строительство в районе Измайлова, неподалеку от рынка.
  Окончательным же вариантом стала территория бывшего аэродрома в Тушине, которая также неоднократно фигурировала в числе мест, где может появиться собственный стадион "народной команды". Об этом в интервью "Челябинскому рабочему" заявил Юрий Первак (гендиректор "Спартака"). По его словам такое распоряжение отдал лично Владимир Путин. "Совсем недавно президент России Владимир Путин подписал распоряжение о выделении земли клубу под строительство стадиона в районе аэродрома Тушино. Его проект разрабатывает немецкая фирма Hohtiv, известная во всем мире именно спортивными строительными сооружениями. Вместимость стадиона – 30 тысяч, в перспективе он буквально за два месяца может быть преобразован в 40-тысячник. Строительство рассчитано на два года. Я думаю, его ждет не только "Спартак", но и все наши болельщики. Арена "Спартака" станет отвечать всем международным требованиям, ее газон будет натуральным с прошивом из искусственных волокон".
   Отсюда возникает вопрос: почему откладывавшееся несколько лет решение о строительстве стадиона для "Спартака" было принято только сейчас? И почему землеотводом для красно-белых занялся лично Владимир Путин, ранее в особых симпатиях к "народной команде" не замеченный?
- Земля в Тушине – федеральная собственность, – прокомментировал по просьбе "Газеты.Ru" ситуацию Владимир Шевченко (пресс-атташе клуба). – Поэтому ни Лужков, ни Шанцев такого распоряжения дать просто не могли. Другой вопрос – почему именно Путин распорядился о выделении земли, а не, скажем, Фрадков. Ответить на этот вопрос я не решусь, поскольку не знаю всего механизма этого процесса.
- Когда начнется строительство стадиона?
- Согласно нашей стратегии, строительство начнется в этом году и продолжится до 2007 года. Говорить о том, что будет построено помимо самой арены, преждевременно. История с нашим стадионом тянется уже давно, и информация появится, только когда начнется строительство. Мы обнародуем проект и стадиона, и всех зданий, построенных вместе с ним. Не все так просто и в смысле финансирования строительства. Предположительно, будет создано ОАО "Стадион "Спартак". Оно-то и будет финансировать новую арену.
Итак, в деле со строительством новой арены для "Спартака" появились первые подвижки. Но почему вопрос начал решаться только сейчас?
   Одной из причин того, что многострадальному проекту наконец дан ход, могут быть претензии Москвы на право проведения Олимпиады-2012.
   Согласно проекту олимпийской заявки Москвы, все соревнования будут проходить в пределах МКАД. В таком случае новый современный стадион в Тушине просто необходим, тем более что деньги на его строительство будут выделены не из государственного бюджета, а из собственных средств "Спартака".
Путин выделил землю под стадион "Спартака".
   Генеральный директор московского "Спартака" и президент челябинского ФК "ЛУКойл" Юрий Первак дал интервью изданию "Челябинский рабочий". В нем он, в частности ответил на вопрос о строительстве стадиона девятикратных чемпионов России.
- Юрий Михайлович, в Челябинске практически построен красавец стадион, который не стыдно показать любому. А вот у "Спартака" по-прежнему нет своего пристанища.
- Да, Челябинск в этом плане опередил нас (улыбается). Но "Спартак" наверстывает упущенное. Совсем недавно Президент России Владимир Путин подписал распоряжение о выделении земли клубу под строительство стадиона в районе аэродрома Тушино. Его проект разрабатывает немецкая фирма "Hohtiv", известная во всем мире именно спортивными строительными сооружениями. Вместимость стадиона - 30 тысяч, в перспективе он буквально за два месяца может быть преобразован в 40-тысячник. Строительство рассчитано на два года. Я думаю, его ждет не только "Спартак", но и все наши болельщики. Арена "Спартака" станет отвечать всем международным требованиям, ее газон будет натуральным с прошивом из искусственных волокон.
   В 1999 году институтом “Курортпроект” были выполнены эскизные предложения по трем стадионам: нового стадиона “Спартак” на Новорязанской улице в Москве на 60 тысяч мест, козырька для стадиона “Динамо” и покрытия над трибунами стадиона “Партизан” в Белграде.
Во всех трех стадионах применена новая система покрытия над трибунами: несущая конструкция отделена от ограждающей.
   Несущая конструкция выполнена в виде выпуклой кольцевой сетчатой оболочки, к которой подвешена прозрачная ограждающая. У последней минимальный уклон, обеспечивающий сток воды.
Поскольку все три стадиона имеют вытянутую форму, несущие сетчатые оболочки выполнены с оптимальными поверхностями с депланированными кольцевыми элементами: на участках с меньшей кривизной контура кольцевые элементы оболочки подняты выше.
   Поиск оптимальной формы поверхности осуществлялся с применением компьютерного моделирования “выдавливания” упругопластичной сети.
   Такие конструкции козырьков, благодаря разделению несущей и ограждающей конструкций и оптимальной форме поверхности несущей оболочки, обладают рядом достоинств: уменьшенным расходом стали; меньшим затенением поля стадиона, лучшей аэрацией сооружения и т.д.

 "Спартак" поторопился приземлиться в Тушино
В конце недели гендиректор московского футбольного клуба "Спартак" Юрий Первак заявил, что Владимир Путин подписал распоряжение о выделении клубу земли под строительство стадиона в районе аэродрома Тушино. Однако, как выяснил Ъ, руководитель футбольного клуба торопит события: официальных документов о выделении земли и разрешения на строительство пока нет. Впрочем, подрядчика для возведения стадиона "Спартак" уже нашел – это немецкая Hochtief. Московский "Спартак" является одной из двух московских команд премьер-лиги, которая не имеет своего стадиона, пригодного для проведения официальных матчей (стадиона также нет у футбольного клуба ЦСКА). "Спартак" вынужден арендовать площадки для проведения домашних матчей чемпионата страны и еврокубков. В течение последних пяти лет клуб безуспешно пытался получить участок для строительства собственной арены возле станции метро "Ботанический сад", в районе Мичуринского проспекта и на территории стадиона "Октябрь" на "Щукинской". Уже не первый год "Спартак" пытается получить участок в 20 га на территории ГУП "Национальный аэроклуб им. В.П. Чкалова" (Тушинский аэродром). Однако все переговоры с московским правительством об аренде или продаже земельного участка заканчивались неудачами.
   В конце прошлой недели гендиректор "Спартака" Юрий Первак, находясь в Челябинске (господин Первак является президентом ОАО "ЛУКОЙЛ-Челябнефтепродукт", а ранее работал директором футбольного клуба второй лиги ЛУКОЙЛ (Челябинск)), сообщил, что президент России подписал распоряжение о выделении земли клубу под строительство стадиона на территории аэродрома Тушино. Это заявление было опубликовано в газете "Челябинский рабочий". В разговоре с Ъ Юрий Первак комментировать ситуацию не стал.
  Однако Ъ удалось выяснить, что решение по строительству стадиона в Тушине еще не принято. В администрации президента Ъ сообщили, что "никакие документы не приняты и подписание подобных распоряжений – не прерогатива президента". "Сам факт обращения к президенту еще не означает, что по нему принято положительное решение",– подчеркнули в президентской администрации. Префект Северо-Западного округа (СЗАО) Москвы Виктор Козлов также заявил Ъ, что "юридически не оформлен ни один документ и официально земля 'Спартаку' не выделена". По его словам, проблема в том, что земля аэродрома принадлежит Москве, а базирующийся здесь аэроклуб – предприятие федеральное и арендует землю (280 га) у столичных властей. Господин Козлов уточнил, что существует поручение президента о скорейшем решении вопроса со строительством стадиона для "Спартака" руководителю Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Валерию Назарову, председателю Федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеславу Фетисову и главе Минэкономразвития Герману Грефу. "Московское правительство принципиально не против, и в течение месяца вопрос будет решен",– предположил префект СЗАО. Национальный аэроклуб им. В. П. Чкалова ситуацию не комментировал.


   Пресс-секретарь "Спартака" Владимир Шевченко рассказал Ъ, что "при строительстве надо будет решать с московским правительством ряд вопросов, например по прокладке коммуникаций". Известно, что возведением стадиона вместимостью 30 тыс. зрителей с возможной достройкой до 40 тыс. мест займется крупнейшая немецкая строительная компания Hochtief (построила стадионы в Дортмунде, Менхенгладбахе и Кайзерслаутерне). Из московских объектов, построенных Hochtief, самый крупный – головной офис Сбербанка России на улице Вавилова. Представитель компании Hochtief Бернд Пюттер подтвердил Ъ факт переговоров по проекту стадиона в России. Однако подробнее ответить на вопросы Ъ не нашел времени, так как объяснялся с местной прессой по поводу ЧП на одном из объектов Hochtief: в пятницу в центре Дюссельдорфа от фасада незаконченного офисного здания на высоте 19-го этажа отвалился стеклянный фрагмент весом 400 кг, повредив здание напротив.
   По состоянию на сегодня пока нет ни окончательного проекта стадиона и его инфраструктуры, ни соответствующей сметы расходов. По данным Ъ, речь идет о суммах порядка $100-150 млн. Для сравнения: сооружение компанией Hochtief футбольной арены в Менхенгладбахе, рассчитанной на 52 тыс. болельщиков, обошлось заказчикам в €87 млн. В "Спартаке" говорят, что финансировать строительство стадиона будут учредители клуба из НК ЛУКОЙЛ (90% акций "Спартака" принадлежит компании "ИФД 'Капиталъ'", подконтрольной топ-менеджерам ЛУКОЙЛа). Также предполагается привлекать инвестиции со стороны. Для реализации проекта будет создана управляющая компания. Пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов сообщил Ъ, что вопрос инвестиций в строительство стадиона пока не обсуждается. "Это не совсем вписывается в планы компании",– заявил он.

 СПАРТАК» ИЗВИНЯЕТСЯ ПЕРЕД БОЛЕЛЬЩИКАМИ
   Руководство ФК «Спартак» Москва еще раз приносит свои извинения болельщикам, по разным причинам не попавшим на матч Егора Титова, сообщили «СС» в пресс-службе красно-белых.
«К сожалению, манеж ЦУСК «Спартак» не располагает должной вместимостью и из соображений безопасности мы не имели права на риск, – говорится в сообщении пресс-службы. – В ближайшие два-три года, согласно проекту, на территории будущего спартаковского стадиона планируется возведение культурно-спортивного центра с зимним манежем на 8 тысяч мест. Это позволит независимо от погодных условий проводить не только встречи с болельщиками, но и полноценные тренировочные сборы команды. Таким образом, немалые средства, затрачиваемые ныне на зарубежные предсезонные выезды, будут оставаться в России, а налоги – уплачиваться в местный бюджет».
   Конечно, с точки зрения клуба, болельщиков много не бывает. Но для увеличения их числа для клуба существует еще более важный инструмент, нежели брэнд, и этот инструмент — стадион. Приведем пример "Локомотива". Я уверен, что после строительства стадиона "Локомотив" билетная программа клуба существенно изменилась к лучшему. Просто людям стало удобно ходить на матчи. У "Спартака" стадиона нет. Исторический процесс строительства своего стадиона начался с ряда писем в 1936 году и продолжается по сей день. Правда сейчас наметились сдвиги, и у "Спартака", возможно, наконец, появится стадион в Тушино.
Юрий ПЕРВАК (генеральный директор "Спартака")
- Традиционный вопрос, Юрий Михайлович! Какие новости по спартаковскому стадиону?
- Идет планомерная работа, германская фирма разрабатывает проект. Готовится постановление правительства. Земля - больной вопрос. Бывший аэродром в Тушине - федеральная собственость. Соответственно, федеральная власть должна принять решение. Разыгрывается большое «белое пятно» в черте Москвы. Сами понимаете, что интерес к земле большой. Кто-то дома хочет строить, кто-то офисы. Цена земли достаточно высока! Мы считаем, что под строительство социальных объектов ее можно и нужно снижать. У нас что, много хороших стадионов? Если считать хорошим стадионом «Локомотив», тогда мы просто в ужасе живем. Там же вокруг стадиона непонятно что творится. Сама арена - да, нормальная. Но хороший стадион не может иметь такие парковки, подъездные пути и т. д. Просто не имеет права. Для кого все делается? Для удобства болельщиков. А там есть все, кроме удобства. Чтобы туда попасть, нужно мигалки иметь. Всем. - «Спартак» планирует купить эту землю?
- Думаю, в долгосрочную аренду взять.
- Проект по строительству стадиона в Тушине привязан каким-то образом к заявке России на проведение Олимпийских игр-2012?
- Без понятия. К проведению Олимпийских игр не имею никакого отношения. Знаю, Олимпийскую деревню собирались там строить. Но это же все равно гражданское строительство. Сегодня деревней Олимпийской называют, завтра будут продавать квартиры.
По словам Лужкова, до 2010 года в Москве планируется построить 15 крупных олимпийских объектов.
В их числе футбольные стадионы "Спартак" и ЦСКА на 50 тысяч зрителей каждый, а также спортивный комплекс в "Тушино" с бейсбольным стадионом на 25 тысяч зрителей, легкоатлетическим стадионом и бассейном на 15 тысяч зрителей.
   Валерий Шанцев также сказал, что Москве необходим второй центр водных видов спорта. Кроме того, в городе запланировано формирование нового спортивного комплекса на территории аэродрома в Тушино. Там появятся бейсбольный, легкоатлетический и футбольный стадионы. "Самым современным", по утверждению вице-мэра, станет новый стадион "Спартак" на 50 тысяч болельщиков.
   P.S. Хочется верить, что присутствие РАФ в данном проекте вовсе не случайно, и готов предположить, что вокруг стадиона появится и настоящая гоночная трасса! Поживем-увидим...

C.B.
взято отсюда